Ремесленные кварталы центральной части городища
Кварталы ремесленного населения располагались к юго-западу от Соборной мечети, где сейчас находятся сельские улицы — Комсомольская и Назаровых. Раскопками 1947—1949гг. здесь обнаружены районы кожевенного, медного и металлургического производств XIII—XIV вв. В районе улицы Школьной выявлены остатки косторезных мастерских.
Вскоре после погрома Булгара в 1236 г. ханом Бату западнее ранних городских укреплений X — XII вв. возрождается поселение ремесленников и бедноты города. Археологами вскрыты на этой территории деревянные дома рядовых жителей, иногда полуземляночного типа, хозяйственные ямы; расчищены в двух местах остатки деревянных настилов нешироких улочек.
Дом мастер Кожевника сохранился фрагментарно. Прослежена яма от подполья, развал печи, остатки деревянных конструкций дома, хозяйственные и зерновые ямы-хранилища. В завале найдена наряду с предметами домашнего обихода масса обрезков кожи и рабочие инструменты кожевника. Летописные сведения и записки арабских путешественников X—XIV вв. свидельствуют о развитии кожевенного дела в Булгарии. Кожа были важным предметом торговли булгарских купцов. В странах Среднего Востока хорошо выделанные кожи до оих пор известны под названием аль-булгари.
Рядом с домом мастера-кожевника археологами найден дом медника, также сохранившийся фрагментарно. Были обнаружены орудия производства — тигли для литья меди, молотки для ковки, плоские зубила, пробойники, щипцы, наковаленки, масса обрезков медных пластин, фрагментов медных котлов. Известно местное производство бронзовых круглых зеркал. Найденная булгарскими мастерами пропорция сплава меди с оловом давала твердую, хорошо поддающуюся полировке поверхность. Бронзовые замочки в виде лошади и барана были широко распространены по всей территории страны. Булгар являлся одним из центров производства таких зеркал и замочков.
По соседству с меднолитейными и кожевенными мастерскими в центре города располагались железоделательные мастерские. Они существовали здесь с X по XIV вв. Археологами исследованы сыродутные горны X— XII вв. Они были сложены из сырцовой глины с полусферическим перекрытием, с овальным дном (диаметр до ПО ом). В их стенах имелись отверстия для нагнетания воздуха.Сохранившаяся высота горнов доходила до 50 см. Рядом с горнами располагались ямы для отходов производства— шлаков. После кратковременного перерыва, связанного с монгольским нашествием, здесь во второй половине XIII в. возникают вновь металлургические мастерские. Их остатки прослежены в напластованиях грунта, расположенного над слоями, относящимися к предшествующим векам.
В середине XIV в. в этом районе города по-прежнему действуют металлургические мастерские. Но эти горны несколько иной конструкции. Они конической или цилиндрической формы, сложены из сырцовой глины и обломков кирпича. Рядом с остатками горнов найдено много железных криц (заготовок металла)—плоских, полукруглых лепешек диаметром до 14 см и весом до 2,5 кг. В слое земли, расположенном над разрушенными горнами первой половины XIV в., выявлены остатки еще 26 горнов, относящихся к середине XIV в. Они сложены уже из сырцового кирпича на глиняном растворе. Форма горнов различна. В нижней части их прослежены отверстия для выпуска шлаков. Сохранились горны высотой до 120 см и толщиной стенок до 24 см.
Были найдены горны, устройство которых более совершенно, это горны типа штукофена. Они имели много воздуходувных отверстий, расположенных по стенкам в определенной системе. Такая их конструкция обеспечивала высокую температуру, процесс протекал ровнее и полнее, металл получался однородный и чистый. Подобные горны имелись и в городах Золотой Орды XIV века.
Степень развитости металлургического ремесла требовала высокой квалификации и разнообразных операций: загрузки угля и руды, регулировки процесса в горне. Можно предположить, что в одной мастерской трудились мастер, подмастерье и ученики. Хотя производственный процесс был еще несовершенен, родился он на местной основе: многочисленные фрагменты чугунных котлов повторяют формы древних глиняных сосудов.
До сих пор считалось, что в Восточной Европе плавка чугуна появилась в XVI в. Раскопки в Болгарах в 1948 г. отодвинули эту дату вглубь на два века.
Кроме описанных, остатки металлургических мастерских выявлены и в других местах городища.
В центре города, рядом с металлургическими мастерскими, располагались кузнечные мастерские. Найденные остатки орудий труда кузнецов и изделий из железа говорят о специализации этого вида ремесла. Мастера жили вблизи своих мастерских. Археологи проследили ряд домов, планировка которых образует улицу. От них сохранились следы бревенчатых и глинобитных стен, подполья, обшитые досками, зерновые ямы. В остатках жилья найдено много железных изделий и криц. Нередкие находки фрагментов импортной посуды, ювелирных изделий, медных и серебряных монет свидетельствуют о большем достатке, чем в домах кожевников и гончаров.
Ремесленный район прекратил свое существование в 1361 г., когда город был погромлен войсками Булак-Тимура. Позднее здесь расположился квартал богатых жилых домов. Исследование одного из домов показало, что он стоял на фундаменте из сырцового кирпича, стены были выложены обожженным кирпичом, пол выстлан кирпичными плитами. Дом имел несколько помещений, а мощность фундамента позволяет предполагать два этажа в доме. Фрагменты подобных домов встречены также к юго-западу от здания Черной палаты.
Подгорный и заречный районы городища
После знакомства с памятниками центральной части городища можно выйти на волжский берег. Для более полного представления о размерах и значении Булгара нужно сказать несколько слов о той части городища, которая сейчас находится под водами Куйбышевского водохранилища. В настоящее время с высокого берега открывается вид на гладь Волги с кое-где разбросанными островками.
В древности под самой горой протекала заболоченная речка Меленка. Ниже, километрах в двух от Булгара, находилась плотина, устроенная, по-видимому, с целыо поднятия уровня воды у города. Остатки плотины были исследованы раскопками. В настоящее время русло речки скрыто водой разлившейся Волги.
В заречном районе городища, интенсивно заселяемого с конца XIII и в XIV вв., следов укреплений не обнаружено. Раскопками в этом районе выявлены жилища рядового населения, гончарные мастерские с печами для обжига глиняной посуды и ямами для вылеживания гончарных глин, обнаружены печи для приготовления извести, остатки металлургического производства, каменные здания бань общественного назначения, древнерусский поселок.
Ряжи и дренажные сооружения
Рост города в подгорной части вдоль склона и строительство монументальных каменных зданий по краю террасы и под ней потребовали создания инженерных сооружений по отводу грунтовых вод и по укреплению рыхлых песчано-глинистых пород склона крутого берега волжской террасы. Археологи выявили гидротехнические сооружения протяженностью в 57 м, состоявшие из водосборных бассейнов и колодцев, канала и поглощающего колодца. Вода бьющих из под склона горы ключей поступала в водосборные приспособления. Отсюда через отводную трубу она вытекала в канал (ширина — 3 м, глубина — 2 м), тянувшийся на десятки метров вдоль склона и собиравший грунтовые воды на всем протяжении. В некоторых местах дно канала лежало прямо на водоносном слое. Стенки канала были выложены дубовыми пластинами и укреплены поперечными распорками. По наклонному дну вода стекала в водопоглощающий колодец.
Вся система водосборочных и поглощающих сооружений была перекрыта деревянным настилом. Над гидротехническими сооружениями были возведены ряжи. Это деревянные срубы вытянутой формы (размер — 8X2,6 м), забитые землей и щебнем. Ряжи, прослеженные на протяжении 40 м, укрепляли берег от размывов вешними водами, одновременно ослабляя давление склона холма на дренажную систему. Все это свидетельствует о хорошо продуманной конструкции дренажно-ряжевой системы, строители которой были самобытными и опытными мастерами.
Надежное укрепление берега позволило построить под горой на берегу речки Меленки несколько каменных сооружений. Археологи выявили и исследовали руины четырех таких сооружений. Одним из них была баня, известная под названием Красная палата.
Красная палата
У подножия левого берега Волги, ниже комплекса Соборной мечети, располагается холмик, скрывающий руины Красной палаты. Это каменно-кирпичные остатки древней бани, условно названной так по красному цвету покраски внутренних стен.
Археологическое исследование памятника производилось в 1938—1940 гг. Раскопками были выявлены фундаменты и основание стен, сохранившихся на высоту 1,5— 2 м. Судя по обмерному плану тех лет, здание относится к весьма характерному восточному типу древних бань, распространенных в средние века в Закавказье, Крыму и других странах. На принадлежность к восточному типу указывают и система подпольного отопления, устройство водопровода и канализации по керамическим трубам, следы сводчатых покрытий помещений, каменные чаши водоемов и прочие детали.
Планировочная структура бани такова: к большому помещению моечной (14х16 м), расчлененному на четыре угловые квадратные камеры (4х4 м) и центральный крестообразный зал с каменными водоемами посреди каждой стены и в центре, с двух противоположных сторон примыкали помещение раздевальной (с каменными сиденьями по периметру трех стен) и продолговатое служебное помещение с каменной цистерной для холодной воды, медным котлом для горячей воды, топкой для нагревания воды и помещений.
Помещения покрывались полуцилиндрическими сводами и полусферическими куполами (центральный зал и четыре угловые камеры). По результатам раскопок известно, что низ стен — на высоту 1,5 м — и фундаменты были каменными. Верх стен, печи и своды выкладывались из кирпича, размерами около 25x25x4 см. Снаружи и изнутри стены штукатурились известковым раствором с примесью кирпичной крошки. Внутренние стены поверх штукатурки были выкрашены в разное время в розовый, синий, красный цвета. Полы выстилались хорошо пригнанными каменными плитами с желобками для отвода воды в канализационные трубы; под плитами, ниже водонепроницаемого слоя раствора, располагались каналы отопительной системы. Горячая и холодная вода подавалась в каменные чаши водоемов по керамическим трубам, заложенным в стены.
В свое время баня располагалась на площади, вымощенной хорошо пригнанными каменными плитами, в центре которой находился водоем с фонтаном.
Руины Красной палаты, исследованные археологами, свидетельствуют о хорошо развитой строительной технике волжских булгар и высоком уровне благоустройства центральной части их столицы.
Остатки других четырех бань не столь выразительны, как руины Красной палаты. Следы одной из них найдены под кладкой Красной палаты, которая была выстроена позже на месте этой разрушенной бани. Другая стояла к востоку, третья — к западу от Красной палаты на левом берегу Меленки. Эта баня оказалась самой богатой по находкам. Четвертая баня находилась на окраине города, в северной части заречья, и предназначалась для публики попроще. Она не имела украшений резным камнем и стенной росписи. Не найдены там и фрагменты дорогой посуды.
Три бани, выстроенные в разные десятилетия первой половины XIV в., погибли в 1361 г. Только Красная палата, вновь отремонтированная, существовала до гибели города в 1431 г. По сохранившимся остаткам можно предполагать, что в принципе устройство водоснабжения, канализации, отопительной системы и планировка помещений были такими же, как в Красной палате.
Бани на Востоке и в античном Риме имели не только санитарное назначение, они выполняли роль клубов. Здесь отдыхали, играли в шашки и шахматы, угощались изысканными яствами. Бани города Булгара не были исключением. В развале их найдены шашки, шахматные фигурки, фрагменты чаш, ваз, чайников, иногда дорогой китайской, хорезмской, персидской и кавказской посуды.
Древнерусский поселок
На северо-восточной окраине заречья располагался древнерусский поселок. Славяне, как иноземцы, по обычаям средневековых городов селились вне городских укреплений, в данном случае на окраине посадского района Булгара. Здесь археологами вскрыты остатки деревянных жилых домов. Все четыре исследованных жилища одинаковой конструкции. Это полуземлянки прямоугольной формы (в среднем 3X7 м), со стенами из бревен, обмазанных глиной, с двухскатными покрытиями, опирающимися на ряд столбов, поставленных по линии середины жилища; пол ровный, земляной. Вдоль стен располагались нары, на полу прослеживались остатки очажных ям. Планировка домов, их конструкция, перекрытие — все иное, чем у булгар. Аналогичные жилища известны в древнерусских поселках близ Суздаля и Владимира.
В жилищах были найдены разнообразные рабочие инструменты, свидетельствующие, что обитатели их занимались различными ремеслами: ювелирным, косторезным, металлургическим, меднолитейным; обнаружены заготовки поделок и отходы производства. Среди находок, характеризующих быт жителей, преобладают русские вещи: типичная древнерусская гончарная посуда, стеклянные браслеты, шиферные пряслица, височные кольца, нательные кресты.
Рядом с поселком сохранились следы частокола, которые дают возможность предполагать наличие ограды вокруг поселка. Жизнь здесь интенсивно протекала в XIII—первой половине XIV вв. Слои грунта, перекрывающие остатки древнерусского поселка, не содержат свидетельств активной жизни в этой части города в конце XIV — начале XV вв.
Древнерусский поселок мастеров-ремесленников — еще одно свидетельство широких и прочных экономических связей с соседними странами.
Сейчас эта территория затоплена водами Большой Волги.
Бабий бугор
От центральной части городища пройдем вдоль волжской террасы в западном направлении к Бабьему бугру.
Бабий бугор — это холм на краю склона волжской террасы, с которого открывается вид на речные дали. Женщины современного села Болгары любили здесь водить хороводы, этим и объясняется своеобразное название места. В середине I тысячелетия н. э. холм облюбовали именьковские племена, расположившись здесь поселком. От тех времен сохранились землянка и жертвенник— очаг, сложенный из камней; найдена грубая лепная керамика.
Еще в домонгольское время здесь возникает городское кладбище. Оно функционировало все годы существования города, даже в те времена, когда город так разросся, что кладбище оказалось в его черте. Хоронили здесь рядовых жителей. Богатых надгробных плит, склепов, мавзолеев кладбище не имеет.
Могильник относится ко времени, когда официальной религией в Булгарии было мусульманство. Погребения совершались по принятому обряду: покойника клали в вытянутом положении, головой на запад, лицом вверх или повернутым к югу, в сторону Мекки. Однако во многих погребениях, особенно относящихся к раннему периоду существования города, наблюдается довольно частое отступление от погребального обряда.
Захоронения в основном однотипные. В одной могиле иногда совершали по нескольку захоронений. Захоронения в группах могил разновременны. Очевидно, там располагались семейные погребения. Хоронили в массивных гробах, колодах. В поздних погребениях гробовища встречаются реже.
На окраине могильника, у самого обрыва, вскрыты погребения, где дно могил и сам покойник обкладывались каменными плитами.
Вещи, сопровождавшие покойника в загробный мир, были обнаружены в единичных захоронениях. Все эти погребения относились к более раннему периоду существования кладбища. К самому позднему времени принадлежит братская могила. В ней обнаружено 19 костяков со следами насильственной смерти. Возможно, в ней похоронены последние защитники города после битвы в 1431 г.
Могильник дал ценный антропологический материал для выяснения сложного процесса формирования населения Булгара.
Армянская колония
Пройдя дальше на запад вдоль волжской террасы, мы окажемся за линией городских укреплений. Здесь, к западу от городских укреплений, на волжской террасе, протянувшись на 3 км, располагалась торговая колония армян. Возможно, она была оставлена армянами, бежавшими на север в 1222 г. после захвата их страны монголами. Но торговые связи Поволжья с Закавказьем, в том числе и с Арменией, были и раньше. Ибн-Фадлан так описывал посещение арабским посольством булгарского хана в 922 г.: «Все они живут в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ, устланная в большей части армянскими коврами».
Расцвет торговой деятельности и территориальный рост армянской колонии совпадают с экономическим подъемом города Булгара в золотоордынский период XIII—XIV вв. К этому времени относятся находки богатого вещевого материала, развалин, каменных построек. В XVIII—XIX вв. кладка многих из них была разобрана крестьянами русского села на хозяйственные нужды.
Греческая палата
Самым интересным памятником Армянской колонии являются руины христианского храма, известного под названием «Греческая палата».
Археологи вскрыли остатки фундамента и один-два ряда кладки каменных стен, состоящих из тщательно отесанных блоков наружной облицовки. Кладка внутренней облицовки была более грубой, так как предназначалась под штукатурную обмазку. Двухметровая толщина стен свидетельствует о том, что здание было рассчитано на несение большой вертикальной нагрузки, Сохранился пол, вымощенный хорошо пригнанными плитами. Во время археологических раскопок 1916 г. под полом были вскрыты захоронения, а в 1945г. в толще западной стены найдены следы лестницы, которая когда-то вела на верхний ярус; в средней части продольных стен обнаружены следы двух пар внутренних пилястров — оснований для подпружных арок. Здание было прямоугольным, размером 16,4X12,6 м, чуть вытянутым с запада на восток и не имело алтарного выступа в восточной стене — характерного элемента одноэтажных христианских храмов.
Архитектурный анализ позволяет установить, что руины первоначально принадлежали к типу армянских поминальных храмов, у которых первый сводчатый этаж служил мавзолеем, а на втором располагалось светлое церковное помещение, увенчанное высоким световым барабаном с шатровой кровлей. Такие мавзолеи-церкви в Армении были распространены в XIV веке.
Путешественники XVIII в., описывая Греческую палату, говорят о стоявшей к югу-западу от нее каменной часовенке. Однако до наших дней она не сохранилась, так как полностью была разобрана жителями села в XVIII веке.
К востоку от храма располагалось христианское кладбище. Археолагами вскрыто и исследовано здесь 113 погребений. Вещевой материал некоторых погребений свидетельствует о высоком материальном уровне жителей. Характерны находки фрагментов шелковых и парчовых тканей, вышитых шелком, золотой нитью или вызолоченным серебром, украшенных растительным орнаментом, стилизованными арабскими письменами, фигурками зверей и танцующих человечков. Эти ткани очень близки к изделиям армянских ткачей из столицы древней Армении — города Анн. В погребениях найдены также золотые и серебряные серьги, височные кольца, подвески с жемчугом.
В XVIII в. на кладбище вблизи храма еще лежали каменные надгробия с надписями на армянском языке. После посещения развалин армянского храма Петром I надгробия были собраны, тексты надписей прочитаны и изданы в русском переводе. Надгробные памятники относятся к 1321 и 1335 гг. Скульптором М. М. Герасимовым была произведена реконструкция по черепам с этого кладбища, которая выявила арменоидный тип погребенных. Однако здесь же была найдена и захороненная китаянка. По-видимому, на кладбище Армянской колонии находили последний приют многие христиане, жившие в Булгаре.
Армянская колония вблизи главного города Волжской Булгарии является свидетельством прочных и обширных международных связей средневекового государства Восточной Европы.
Ага-Базар
Пройдем километров 6—7 на запад от Армянской колонии к волжскому берегу. Здесь, в устье речки Меленки, протекавшей под горой, располагался торговый пригород древней столицы — Ага-Базар. Территория эта скрыта сейчас водами Большой Волги.
Торговое поселение на этом месте появилось еще в IX—X вв. Здесь могли приставать караваны иноземных кораблей, отсюда было недалеко (6 км) до Булгара. Ибн-Фадлан в записках 922 г. говорил: «...и на этой реке (находится) место рынка, который бывает во всякое время, и на нем продается много полезного товара».
Археологические исследования Ага-Базара выявили следы каменных сооружений. В развале построек найдены фрагменты поливных изразцов, дымогарных и водопроводных труб. Вскрыты деревянные дома.
Вещевой материал позволяет говорить об имущественной дифференциации населения: найдены дома с богатым и разнообразным хозяйственным инвентарем и дома небольших размеров с бедным инвентарем. Большое разнообразие характера находок — керамика, ювелирные украшения, серпы, косы, тесла, точила, сбруя, костяные заготовки, тигли, шлаки, крицы — свидетельствует о том, что жители занимались не только торговлей, но и ремеслом, а также в какой-то степени были связаны с сельским хозяйством.
Очень часты на Aгa-Базаре находки булгарских монет и монет чеканки Сарая, Хорезма, Астрахани, Азова и др. золотоордынских городов—яркое свидетельство обширных торговых международных связей. Фрагменты разнообразных поливных сосудов и селадона, украшения из янтаря также подтверждают прочные связи Ага-Базара со странами Ближнего и Среднего Востока и Прибалтики. Погиб торговый пригород в 1431 г.
Оборонительный рубеж городища
Мы познакомились с Армянской колонией и Ага-Базаром. Теперь можно пройти по линии городской обороны в южном направлении, чтобы понять лучше ее устройство. Линия укреплений, построенная в 70-х годах XIV в., тянулась приблизительно на 7 км, ограждая на западе поселки ремесленников, с юга и востока — кварталы аристократического населения. На западе укрепления начинались от грани волжской террасы и тянулись сначала на юг, на юго-восток, потом поворачивали на северо-восток, вновь возвращаясь к берегу террасы и включая в территорию городища Иерусалимский овраг. На плане городище имеет очертание неправильного треугольника (см. рис. 1).
Строители хорошо сочетали естественные преграды с искусственными: линия укреплений с запада прошла перед системой озер, что лишало нападавших возможности прямого штурма городских стен. На юге и юго-востоке, где не было естественных препятствий, валы насыпаны выше, рвы вырыты глубже. Перед рвом с наружной стороны были установлены в 4 ряда надолбы — вбитые в землю заостренные колья. По дну рва тоже были забиты заостренные колья. Сохранились следы заполнения рва водой, которую, видимо, отводили из соседних озер. По гребню вала установлена деревянная стена толщиной до двух метров. От нее сохранились следы двух параллельных рядов столбов, стоящих на 1,5—3 м один от другого. Промежутки между столбами забирались продольно положенными бревнами. Сведений о высоте такой стены не имеется, было ли земляное заполнение внутри стены — тоже неизвестно.
Стены укреплялись деревянными многогранными (шести или восьмигранными) башнями с небольшими выступами с внешней стороны для флангового обстрела неприятеля. Башни располагались приблизительно на расстоянии полета стрелы. Прослежено 14 оснований таких башен. Там, где башен не было, вал шел волнообразной линией, создавая возможность лучшего флангового обстрела штурмующих.
Город имел трое ворот: южные, восточные и западные. Их следы сохранились с восточной и южной сторон в виде широких проемов — проездов. Восточный проезд проходил вдоль одного края вала и прикрывался снаружи другим выступающим валом. В случае прорыва атакующих к воротам они попадали под обстрел с обеих сторон. Для защиты южных ворот на краю вала стояла башня.
При закладке укреплений совершались языческие ритуальные обряды. В основании вала прослежены остатки жертвенного кострища и обнаружен череп лошади, вероятно, положенный в качестве жертвоприношения.
Ремесленный район близ озера Галанского
В западной части городища близ оборонительных сооружений находится озеро Галанское, питающееся внешними водами и пересыхающее в жаркие дни. Озеро называется так потому, что по его берегам выляется много обломков гончарной булгарской посуды, которые местные жители зовут «галанками» — отсюда Галанское озеро.
На берегах озера археологи в 1948, 1980 гг. исследовали 4 гончарных мастерских. В одной обнаружен один горн, в другой — два, в третьей — 3 и в последней — 4 горна, помещенных в специально вырытых котлованах и сложенных из сырцовых блоков или из сырцового кирпича. Все 10 горнов двухъярусны. Жар из топочного помещения через продухи поднимался в камеру, куда загружались для обжига гончарные изделия. Пол этой камеры поддерживался 1—2 столбами. Основания горнов круглые или овальные. Форма их верхней части цилиндрическая или конусообразная. Перекрытия горнов не сохранились. Размеры горнов различны: от 1,5 до 2,6 м. Перед каждой мастерской располагалась рабочая площадка. Ровный, сильный жар в горнах обеспечивал хороший прокал изделий, и готовая продукция, сформованная из серой глины, приобретала красный или коричневато-красный цвет.
Мастера работали на местном сырье. Глины складывали в большие ямы-хранилища и покрывали деревянным настилом. Там они вылеживались некоторое время. Археологи обнаружили такие запасы серых глин на берегу озера. Из чистой, хорошо промешанной глины мастера на ручном и ножном кругах формовали разнообразную продукцию: корчаги, кувшины, кумганы, копилки, сфероконусы, водопроводные и дымогарные трубы, папрясла и пр., полностью обеспечивая потребности градостроительства, а также спрос населения на бытовую посуду. Изделия имели однотипную форму. Они покрывались лощением, украшались линейным, волнистым, фестончатым или гребенчатым орнаментом.
Гончарные мастерские на берегу Галанского озера свидетельствуют о высоком развитии ремесла в середине XIV в., о росте потребностей горожан в гончарной продукции. Культурные напластования середины XIV в. во всех частях городища содержат много керамики производства местных мастеров.
Жилищ гончаров рядом с мастерскими обнаружено не было. Их небольшие деревянные домики с хозяйственными ямами располагались на север и северо-восток от гончарных мастерских, вплоть до западной линии городских укреплений.
Гончарная слобода функционировала в середине XIV в. в период расцвета города. В 1361 г., после погрома города войском Булак-Тимура, горны и некоторые жилые дома были разрушены. Гончарное производство в этом районе больше не возродилось.
Пройдем на северный берег озера. Здесь были интересны находки костяных поделок — пластин со сложным растительным и геометрическим орнаментом, накладки рукояток ножей, навершия, а также найдены многочисленные заготовки для поделок — опиленные кости животных. Все свидетельствует о том, что где-то по соседству с гончарами обосновывались мастера-косторезы.
В этом же районе найдена масса медных шлаков, обрезков медных пластин, проволоки, обломков бронзовых поделок — сосудов, крышек, зеркал... Найдены развалы производственных печей и ям. На северном берегу озера археологами исследован дом мастера-медника.
Дом медника
При раскопках в 1969 г. выявлена хорошо сохранившаяся яма подполья, обложенная по стенкам и дну досками. Были прослежены остатки печи в виде скопления кирпичного щебня, перемешанного с золой и углем. Размеры дома 4х4 м. В завале подполья встречены фрагменты вещей домашнего обихода. Находки тигля с капельками меди по стенкам, многочисленные обрезки медных пластин, обломки медных поделок и куски медного шлака свидетельствуют о том, что здесь жил и работал медник. Обилие отходов медного производства и вдали от дома медника говорит о том, что в этом районе находилась не одна подобная мастерская. Дом мастера-медника датируется первой половиной XIV в.
Белая палата
Повернув на восток от Галанского озера, мы попадаем на территорию, где когда-то находился аристократический район города. Этот район, расположенный вдоль южной окраины современного села, начал осваиваться еще в домонгольское время, о чем свидетельствуют культурные напластования земли, содержащие различные находки — керамику, кости животных, а также сооружения — хозяйственные ямы, остатки деревянных конструкций. Интенсивнее жизнь стала протекать в XIII—XIV вв., когда здесь был воздвигнут ряд монументальных зданий. Остатки некоторых из них сохранились до наших дней. Остановимся у руин Белой палаты. Это монументальное здание в полуразрушенном состоянии существовало до 60-х гг. XIX в. Сохранился рисунок Белой палаты XVIII в., сделанный Палласом. Тогда еще высились стены, купольное перекрытие было относительно хорошей сохранности. Позднее, в первой половине XIX в., Белую палату рисовали Дюранд, Н. Г. и Г. Г. Чернецовы. Рисунки и картины последних, посвященные Великим Булгарам, хранятся в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее. Известен этюд Белой палаты работы И. И. Шишкина.
Целый ряд зарисовок памятника и описание его очевидцами XVIII в., а также раскопки, проведенные в 1887 году, дают хорошее представление о внешнем и внутреннем устройстве здания и не оставляют сомнений в назначении постройки. Это бывшая баня, однотипная с описанной выше Красной палатой. Вытянутое каменно-кирпичное здание расчленялось на точно такие же, как и в Красной палате, по характеру и назначению помещения. Основываясь на рисунках Белой палаты, можно лишь добавить, что высота центрального подкупольного зала бани приблизительно равнялась 6 м, а высота угловых камер — 4. Поверх куполов и сводов устраивалось деревянное многоскатное покрытие (защита кладки на известковом растворе от атмосферных осадков), прорезанное окнами над световыми проемами куполов. Стены и своды центрального зала декорировались штукатурными профилями (архивольтами, кессонами и пр.). Время строительства бани определяется ориентировочно XIV веком.
Черная палата
Недалеко от руин Белой палаты среди холмов возвышается полусохранившееся каменное здание с потемневшими стенами, условно названное «Черной палатой». Археологическим вскрытием установлено, что время строительства этого памятника относится к середине XIV века. Сохранилась лишь часть центрального помещения более обширного сооружения. Первоначально памятник представлял двухэтажную постройку с центральным купольным залом (уцелевшая часть) на втором этаже, окруженным помещениями различного назначения. Утраченное завершение центральной надкупольной части было каменным восьмидольно сомкнутым или, что менее вероятно, шатровым. Полы помещений пристроев на втором этаже располагались на различных отметках относительно друг друга и уровня деревянного пола центрального зала. С северной и западной сторон второй этаж пристроев служил крытой галереей с величественным порталом и каменной лестницей. С двух других сторон пристрои представляли закрытые помещения и открытую портальную нишу перед центральным южным входом в купольный зал второго этажа, перед которой располагалась, вероятно, деревянная лестница. На месте южного входа сейчас огромный арочный проем, образованный от неправильной заделки позднейшей пробоины.
Все помещения изнутри были оштукатурены. На уровне пола первого этажа восточного пристроя обнаружен зигзагообразный канал, ведущий в центральное помещение под купольным залом, — вероятно, это было отверстие для ввода гончарных водопроводных труб.
Одно из местных преданий гласило, что Черная палата являлась ханским судилищем. Суд производил хан и совет из трех судей, избранных из среды народных старейшин. Когда надо было вершить суд, то хан и каждый из судей входили в палату через особые двери, расположенные по разным сторонам центрального зала, соответственно четырем частям света. Хан входил с западной стороны.
Главный вход (ханский) в здание действительно ведет с западной стороны через портальную нишу с каменными ступенями в просторную северную галерею, подводящую к относительно более богато оформленному северному проему в существующем четырехгранном объеме (с наружной стороны над аркой сохранилась нишка для надписи). Этот проем ведет непосредственно в высокий трехъярусный купольный зал судилища. Напротив ханского входа располагается другой вход (с южной стороны) — для судей.
Войдя в зал, двое из трех судей могли выйти через сохранившиеся более низкие боковые дверные проемы (позднее они были уменьшены кирпичной закладкой) южной стены в обходные закрытые галереи и, пройдя через них, появиться вновь в зале судилища каждый через свою дверь в западной и восточной стенах, согласно обряду, о котором рассказывают предания.
В оформлениях помещений обоих этажей существовал большой контраст. Высокому светлому купольному залу с некогда богатым лепным декором, исчезнувшим почти бесследно, были противопоставлены низкие (около 2 м), сырые помещения первого этажа, пригодные скорее всего для временного заключения осужденных.
Сохранилась поэтическая легенда, объясняющая название палаты. Во время разгрома города Булат-Тимуром булгарский хан Абдуллах со своей семьей и приближенными укрылся в этом здании. Завоеватели по приказу своего начальника обложили здание деревом и подожгли. Все должны были погибнуть. Но когда огонь и дым рассеялись, враги увидели девушку в белой одежде, сидящую на кровле. Это была младшая дочь хана/набожная и добродетельная. Она была вознесена как девятая на небеса. Постройка же осталась стоять почерневшей от пожара. Однако на самом деле объяснение черноты здания более прозаическое — в XVIII в. монахи здесь устроили коптильню.
Полусохранившаяся центральная ячейка Черной палаты обнаруживает сходство со многими восточными памятниками как светского, так и культового назначения. По детальным признакам (исключая строительный материал) она ближе к среднеазиатским постройкам XIV века. Из сохранившихся памятников восточного зодчества ближайшее родство с первоначальным обликом Черной палаты обнаруживает «Диван-ханэ» в Баку (построен примерно на столетие позже, соответственно в более нарядных формах), который также являлся, согласно источникам, ханским судилищем.
Малый городок
От Черной палаты пройдем в южном направлении к линии городских укреплений. У въездных ворот, примыкая к валу, находится Малый городок. Это небольшая, вытянутая с севера на юг и огороженная невысоким валом и неглубоким рвом территория. На гребне вала археологи обнаружили остатки деревянной стены. Внутри Малого городка находится прямоугольной формы площадь, также огороженная валом и рвом. Здесь сохранились остатки каменных сооружений. С северной стороны располагались въездные ворота, с южной — постройка неизвестного назначения.
Сейчас на поверхности земли сохранилось лишь массивное основание въездных ворот с каменным порогом. В южной части видны руины из белого камня. За пределами территории Малого городка, к северо-востоку от ворот, были обнаружены следы еще одной каменной постройки, очень похожей на остатки башни. Исследование вала выявило неоднократную подсыпку и следы деревянных конструкций по гребню. Все это носило отпечаток пожара.
Сказать что-либо определенное о назначении построек Малого городка трудно, так как развернутых исследований здесь не производилось. Остатки сооружений дают основание рассматривать его как форт, поставленный с наиболее уязвимой для города стороны.
Время создания Малого городка — XIII—XIV вв. Со строительством линии городских укреплений в первой половине XIV в. замок органически вошел в систему военно-инженерных сооружений Булгара, прикрывающих и контролирующих южные главные ворота.
Жилые кварталы в юго-восточной части города
Этот район стал активно заселяться в золотоордынекое время со второй половины XIII в. Сначала здесь возникают полуземлянки. Археологи исследовали остатки жилищ этого типа — котлованы, остатки деревянных стен и конструкций, несущих перекрытие, узкие коридоры входов, развалившиеся печи, подпольные ямы-погребки. Обитателям жилищ принадлежали обломки лепных и гончарных сосудов, железных замков, ножей, светильников. Единичным среди находок оказывались фрагменты привозных сосудов из восточных стран, монеты, предметы украшений.
С начала XIV в. характер жилых кварталов резко меняется. Возникают дома, окруженные хозяйственными постройками, от которых сохранились многочисленные ямы, остатки деревянных устройств. Конструкция домов интересна устройством системы отопления. Печи располагались вне дома и ниже уровня пола. Их выкладывали из песчаниковых плит или из сырцового кирпича, перед топкой был вырыт небольшой котлован, обшитый досками или облицованный сырцовым кирпичом,— рабочее место истопника. От непогоды его защищало легкое деревянное перекрытие. Из верхней части печи выходили один-два канала, сложенные из сырцового кирпича, которые тянулись вдоль стен, иногда разветвляясь прихотливыми дугами под всем полом дома. Для усиления тяги прокладывали канал-сифон, который у противоположной от печи стены соединялся с обогревательными каналами в выводной трубе. Пол в доме был глинобитным. Внутри жилого помещения найдены подпольные бочкообразные ямы-хранилища.
По устройству подпольной системы отопления типа канов эти дома аналогичны с древнемонгольскими домами на территории Монголии и Южной Сибири, а также с домами столицы Золотой Орды — Нового Сарая. Такие жилые постройки стали преобладать в юго-восточной части Булгара.
В этом же районе находились дома, в конструкции которых сказывались традиции среднеазиатского зодчества. Жилье возводилось на глиняной подушке, располагавшейся под всей площадью постройки и представленной слоем глины или кладкой из сырцового кирпича. Каналы подпольного отопления — каны — проходили вдоль стен. Сохранились кирпичные основания перегородок в доме, выложенные кирпичом камеры, по-видимому, погребки в доме. Вблизи этих домов также располагались хозяйственные ямы.
В развале жилых построек с монгольскими и среднеазиатскими традициями домоустрйства найдены были наряду с изделиями болгарских ремесленников — железными замками, скобами, ножами, гвоздями, костяными и гончарными предметами фрагменты дорогих импортных сосудов: китайских селадоновых ваз с рельефным рисунком, хорезмских поливных полихромных сосудов, крымских, кавказских, киевских, иранских и византийских поливных ваз. Впервые в Великах Булгарах в руинах этих домов было найдено много изделий из художественного стекла, привезенных из Сирии и Египта. Обнаружены здесь и серебяные монеты, которые почти совсем отсутствовали в кварталах гончаров, кожевников и другого трудового населения.
По соседству с этими домами располагались землянки без печей. Здесь не были найдены вещи, характеризующие быт, а также орудия труда ремесленников. Вероятнее всего предположить, что здесь жили работники обитателей богатых домов, согревавшиеся зимой теплом жаровен.
Юго-восточный район Булгара, по-видимому, был заселен знатью, может быть, ставленниками золотоордынских ханов—представителей феодальной верхушки.
Кладбище и малый минарет
Во второй половине XIV в. жилые кварталы в районе Малого минарета и юго-восточнее его исчезли. Может быть, это было следствием похода в 1361 г. золотоордынского хана Булак-Тимура. Здесь возникает кладбище знати, от которого сохранилось несколько белокаменных усыпальниц и холмов, явно скрывающих руины каменных построек.
На одном из таких холмов был заложен раскоп. Оказалось, что он скрывал руины небольшого мавзолея (размером 7x6,6 м), от которого сохранились лишь фундамент да груда камней. Единственное погребение оказалось разграбленным. Однако и по этим остаткам хорошо реконструировалась монументальная постройка из известняковых блоков, квадратная в плане, с купольным перекрытием, с входом, украшенным арочным порталом.
Раскопки другого холмика, находящегося вблизи от первого, также были интересны. Размеры его обещали сохранность не только фундамента здания, но и части стен. Но все оказалось иначе. Жители села разобрали полностью кладку стен и фундамента, использовав камень на хозяйственные нужды, а холм образовался из кучи строительного мусора. Когда сняли холм, очертились контуры котлована ленточного фундамента. В груде камней были найдены хорошо отесанные известняковые блоки, несколько плит из туфа, по-видимому, из купольного перекрытия, куски хорошо заглаженной штукатурки, фрагменты каменных и гипсовых плит с геометрическим резным орнаментом.
Прослежены остатки трех слоев древесного настила пола. Давно несуществующая постройка ожила. Это было монументальное здание, квадратное в плане, размером 9,5X9,5 м, сложенное из туфа и известняка, облицованное снаружи прямоугольными хорошо отесанными блоками, а внутри тщательно оштукатуренное. Перекрытие, по-видимому, было купольным. Здание украшали торжественный арочный портал, опиравшийся на два пилона, затейливая резьба на каменных облицовочных плитах, а внутри — облицовка стен гипсовыми плитками с геометрическим орнаментом. Внутри здания выявлено 7 погребений. Они — мусульманские, с небольшими отклонениями от обрядовых правил. Захоронения принадлежали взрослым и детям. Вещей и драгоценностей при покойниках не было, как того и требовал магометанский погребальный обряд. Но положены покойники в большие гробовища из толстых плах, иногда скрепленных кожаными ремешками. Погребение в мавзолее, в гробовищах, наличие детских захоронений говорят о том, что это семейная усыпальница знатной фамилии.
Здание построено во второй половине XIV в., о чем свидетельствуют находки монет и дневной уровень постройки, когда после погрома города в 1361 г. Булак-Тимуром этот район перестал быть жилым. В засьши же могильных ям найдены каменные блоки, куски штукатурки, несомненно принадлежавшие зданию и попавшие туда после его разрушения в 1431 г. при взятии города воеводой московского князя Федором Пестрым. Остается предполагать, что сооружение сначала было мечетью и лишь позднее, в годы Казанского ханства, стало усыпальницей. Земля Булгар и его руины почитались священными, где быть захороненным считалось большой честью.
Как и все мусульманские культовые постройки, оба мавзолея ориентированы по странам света.
Вблизи других холмов с руинами находят человеческие кости, разбитые надгробные плиты».
Кладбище у Малого минарета предания называют ханским. И действительно, до наших дней здесь сохранились руины величественных когда-то усыпальниц.
Внимание прежде всего привлекают минарет и мавзолей. Минарет в отличие от Большого минарета Соборной мечети жители назвали Малым. Под таким названием он известен и в научной литературе.
Малый минарет выстроен в то время, когда здесь уже функционировало кладбище. Он был сооружен во второй половине XIV века по образцу Большого минарета Соборной мечети и отличался от него несколько иной трактовкой деталей и значительно меньшей высотой (около 12 м, без шатрового завершения). По системе кладки, строительному материалу и составу раствора он идентичен мавзолеям и угловым башням Соборной мечети. Судя по раствору каменной кладки, памятник подвергался реконструкции еще в период существования древнего города.
Поставленный, согласно преданиям, на месте захоронения «святых булгар» минарет являлся необходимой частью множества окружавших его усыпальниц — поминальных мечетей. Раскопки показали, что с южной стороны к минарету примыкала неширокая стена. Она не сохранилась. Даже камни фундамента были выбраны крестьянами русской деревни для хозяйственных нужд. На месте былого здания оказалась яма, повторяющая форму фундамента и заполненная строительным мусором. Возможно, это остатки мечети.
Композиционно минарет представляет массивный столп, нижнее кубовидное основание которого при помощи плоских треугольных скосов, как в Восточном мавзолее при Соборной мечети, плавно переходит в восьмигранный промежуточный ярус. Последний такими же, но более мелкими скосами, декорированными резными шестилепестковыми пальметками, соединяется с круглым основанием высокого цилиндрического ствола. Над сужающимся кверху цилиндрическим стволом располагается обходная галерея вокруг невысокого круглого яруса с конической кровлей и дверным арочным проемом. На верхний ярус внутри минарета ведет винтовая каменная лестница в 45 ступеней.
Стены изнутри и снаружи облицованы тщательно отесанными туфовыми и известковыми блоками и частично оштукатурены. С северной стороны нижнего квадратного яруса расположен арочный вход на лестницу, с западной, на том же уровне,— арочная ниша. Оба проема (вход и ниша) сохранили следы богатых декоративных обрамлений, выполненных в технике тонкой каменной резьбы и украшенных растительным и плетеным геометрическим орнаментом.
К утраченным и частично восстановленным элементам Малого минарета относятся: первоначальное покрытие верхнего круглого яруса (реставрировано в 1968 г.), ограждение верхней обходной галереи, карнизы верхнего и нижнего цилиндрических ярусов (реставрированы в 1969 г.), дверь на минарет (существующая дверь — более позднего происхождения), часть облицовочных блоков и фрагменты декоративной резьбы обрамлений входа, ниши и срезов верхних углов восьмигранного яруса (частично реставрированы в 1970 г.). Мотивы орнаментов позволяют проследить за их генетическими корнями, уводящими к ранним декорам Ближнего и Среднего Востока. По объемно-композиционной трактовке ближайшими аналогами булгарских минаретов (Большого и Малого) являются минареты Закавказья и Северной Месопотамии. Тяжеловесность пропорций и трактовка форм роднят их с крепостными башнями (вероятно, они несли и такую функцию) и приближают к типу ранних азербайджанских минаретов, генетически связанных со сторожевыми башнями. Главное, чем отличаются булгарские минареты от азербайджанских, — характер шатрового завершения. Последнее роднит их с крымскими и малоазиатскими минаретами.
Ханская усыпальница
К северу от Малого минарета на территории бывшего кладбища сохранились руины трех усыпальниц XIV в., средняя из которых, сравнительно более сохранившаяся, носит условное название «Ханская». В древности здесь находилось несколько каменных усыпальниц, среди которых была и так называемая «Ханская», руины которой зафиксированы на рисунке XIX века. Существующая Ханская усыпальница сохранила северную и западную стены почти на полную высоту. В первоначальном виде здание представляло небольшую беспортальную купольную постройку с квадратным планом, размерами 8,5х 8,5 и. Внутреннее пространство последовательно членилось на нижний четырехгранный ярус, плавно переходящий, благодаря угловым скосам (тромпам), в восьмигранник, затем в круглое основание купола, как в мавзолеях при Соборной мечети. Наружный четырехгранный объем здания не повторял членения внутреннего пространства на четверик и восьмерик, а трактовался цельным кубовидным объемом, крытым сомкнутым четырехдольным сводом, уложенным поверх внутреннего полусферического купола.
Особо тщательная наружная кладка усыпальницы не штукатурилась и представляла сочетание двух типов облицовочных туфовых блоков — крупных и мелких, ясно выражавших общей конфигурацией границ кладок распределение конструктивных усилий от действия свода и посводного покрытия. По оси всех четырех стен располагались узкие оконные проемы с ломаным стрельчатым завершением. Главный вход в усыпальницу находился первоначально по оси северного фасада, а несколько позднее, когда здание было реконструировано и к нему пристроили другие усыпальницы, вход был устроен по оси южного фасада. Ханскую усыпальницу раннего периода можно причислить к локальному варианту центрально-купольного типа кубических мавзолеев, распространенных в странах мусульманского Востока.
Ханская усыпальница в XIV в. была реконструирована в целый комплекс усыпальниц. С западной стороны к ней примыкает (с перевязкой в кладке) усыпальница поменьше, идентичная по планировке и возведенная, возможно, в один и тот же строительный период. С восточной стороны существует поздний пристрой таких же размеров, но с портальной нишей, ориентированной на север. С северо-западной стороны в непосредственной близости располагается третья усыпальница, аналогичная, согласно древним изображениям, центральной Ханской усыпальнице. Позднее все перечисленные усыпальницы были объединены в одно сооружение созданием промежуточного помещения, при этом частично использовали стены центральной, малой и северо-западной усыпальниц.
Археологические вскрытия 1968 г. показали, что северо-западная постройка комплекса при Ханской усыпальнице первоначально предназначалась не под групповое захоронение (возможно, и не под усыпальницу): обнаружены были следы печи и каналов подпольного отоплении, разобранных в процессе ряда последующих захоронений. Отопительная система состояла из горизонтальных каиллоп, разветвленных под полом и идущих от полусферической кирпичной печи к вытяжке в западной стене, Сохранились следы круглого основания печи п отверстия для топки, расположенное в арочной нише западной стены руин ниже уровня пола. Такое здание на кллдбище первоначально могло служить или поминальной мечетью при усыпальницах, или странноприимным домом для паломников-мусульман, приходивших сюда поклониться «святым местам». Позднее отапливаемое здание превратили в усыпальницу. Печь оказалась ненужной, ее забросили, котлован засыпали землей, все место выровняли. В усыпальнице вскрыто 8 погребений в ящиках-табутах, некоторые из них лежали под кирпичными надгробиями.
Вокруг усыпальниц располагалось городское мусульманское кладбище. Большинство погребений совершено в гробах или ящиках, над некоторыми выложены небольшие склепики из камня. Над отдельными могилами долгое время сохранялись каменные надгробия. Могилы тянулись рядами с севера на юг. Во времена строительства на территории городища православного монастыря надмогильные плиты с ханского кладбища были использованы в качестве строительного материала. Сейчас каменные надгробия можно видеть в основании стен Успенской церкви.
Каменные здания мавзолеев, склепы, кирпичные надгробия и захоронения в гробах — все говорит о том, что это было кладбище знатных людей города.
Мавзолеи были сильно повреждены пожаром 1431 г. В XVIII в. Восточный мавзолей лежал грудой развалин, в середине XIX в. рухнули стены Западного мавзолея. Центральный мавзолей сохранился лучше. В настоящее время реставраторы возвращают первоначальный вид Ханской усыпальнице, укрепляют и консервируют кладку фундаментов и стен остальных усыпальниц.
***
Мы познакомились с основными памятниками Булгарского городища. Много интересных культурно-бытовых материалов еще.скрыто в недрах земли. Археологические раскопки ежегодно выявляют новые объекты и дают обильные вещевые находки, помогающие полнее изучить жизнь обитателей средневекового города и всего Булгарского государства.
Советское правительство в 1969 г. объявило Булгарское городище, а также территорию двух других крупнейших городов средневекового государства — Биляра и Сувара — государственным историко-архитектурным заповедником. Появилась возможность более глубокого и систематического их изучения. Булгарское городище с его архитектурными памятниками, сохранившимися остатками оборонительных сооружений, археологическим музеем привлекает многочисленных туристов и любителей истории нашей Родины.
Приезжайте к нам — мы будем рады вас встретить и показать вам достопримечательности города Булгара.
Ехать в Булгарский историко-архитектурный заповедник можно пароходом по Волге из г. Казани или г. Ульяновска до пристани Болгары или самолетом из г. Казани до г. Куйбышева Татарского.
МАРШРУТЫ ОСМОТРА ГОРОДИЩА
I маршрут — 1-й день
1. Коптелов бугор.
2. Соборная мечеть и Большой минарет.
3. Мавзолеи XIV в. (церковь Святого Николая и Монастырский погреб).
4. Подгорный и заречный районы городища. Красная палата.
5. Бабий бугор.
6. Армянская колония, Греческая палата.
7. Ага-Базар.
II маршрут — 2-й день
8. Оборонительный рубеж города.
9. Ремесленный район близ озера Галанского.
10. Белая палата.
11. Черная палата.
12. Малый городок.
13. Малый минарет.
14. Ханская усыпальница и кладбище.
СОКРАЩЕННЫЕ МАРШРУТЫ ОСМОТРА ГОРОДИЩА
I маршрут
1. Оборонительный рубеж города.
2. Бабий бугор.
3. Соборная мечеть и Большой минарет.
4. Мавзолеи XIV в. (церковь Святого Николая и Монастырский погреб).
5. Малый минарет и Ханская усыпальница.
6. Черная палата.
7. Малый городок.
II маршрут
1. Оборонительный рубеж города.
2. Соборная мечеть и Большой минарет.
3. Мавзолеи XIV в. (церковь Святого Николая и Монастырский погреб).
4. Малый минарет и Ханская усыпальница.
5. Черная палата.
ЧТО ЧИТАТЬ О ВЕЛИКИХ БУЛГАРАХ
Айдаров С.С. Методика сохранения и восстановления руинированных памятников в городище Великие Булгары. Труды КИСИ, вып. IX, Казань, 1967.
Айдаров С.С. Архитектурное исследование Соборной мечети в городище Великие Болгары.— В сб.: Поволжье в средние века. М., Наука, 1970.
Башкиров А.С. Памятники болгаро-татарской культуры на Волге. Казань, Татиздат, 1928.
Генинг В.Ф., Xаликов А.X. Ранние болгары на Волге. М., Наука, 1964.
Егерев В.В. Архитектура города Болгара. МИА, № 61, 1958.
Ефимова А. М.
1. Болгарское городище. Справочник-путеводитель. Казань, Таткнигоиздат, 1956.
2. Гидротехническое сооружение древнего Болгара. МИА, № 42 1954.
3. Черная металлургия города Булгара. МИА, № 61, 1958.
4. Могильник на Бабьем бугре. МИА, № 80, 1960.
5. Кладбище у Ханской усыпальницы на Болгарском городище. Древности Восточной Европы. М., 1966.
Жиромский Б.Б. Ага-Базар. МИА, № 42, 1954.
История Татарской АССР, гл. II — «Волжская Булгария». Казань, Таткнигоиздат, 1968.
Краснов Ю.А., Смирнов А.П., Xлебникова Т.А. Новые данные по истории города Булгара. — «Советская археология», 1969, № 1.
Ковалевский А.П. Книга Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, Изд-во ХГУ, 1956.
Смирнов А.П.
1. Волжские Булгары. Труды ГИМ, T.XXI, М., 1951.
2. Основные этапы истории города Булгара и его историческая топография. МИА, 1954, № 42.
3. Армянская колония города Булгара, МИА, 1958, № 61.
4. Раскопки городища Великие Булгары в 1957 г. Казань, Таткнигоиздат, 1959.
5. О столице государства волжских болгар. — «Советская археология», 1972, № 1
Смирнов К.А.
1. Великие Болгары (путеводитель по городищу). М., Наука 1960.
2. Святилище в урочище Ага-Базар. МИА, 1958, № 61.
Смолим Н.Ф. По развалинам древнего Булгара. Казань, Таткнигоиздат, 1926.
Фахрутдинов Р.Г. О столице домонгольской Булгарии. — «Советская археология», 1974, №2.
Халиков А.Х. О столице домонгольской Булгарии. — «Советская археология», 1973, №3.
Хлебникова Т.Д.
1. Древнерусское поселение в Болгарах. Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып. 62, М. 1956.
2. Археологические исследования мавзолеев города Великие Болгары в 1956 г. — В сб.: Поволжье в средние века. М., Науки, 1970.
Хованская О.С.
1. Бани города Болгара. МИА, 1954, №42.
2. Гончарное дело города Болгара. МИА, 1954, №42.
3. Оборонительная система города Болгара. МИА, 1958, №61.
Шпилепский С.М. Древние города и другие булгарско-татарские памятники Казанской губернии. Казань, Изд-во Казанского Университета, 1877.
Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М., Изд-во АН СССР, 1960.
Янина С.А.
1. Джучидские монеты из раскопов и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1953—1964 гг. МИА, 1958, № 61.
2. Джучидские монеты из раскопов и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1957 г. МИА, 1960, № 80.
3. Куфические серебряные монеты с Болгарского городища (1957 г.). МИЛ, 1960, № 80.
<<< Назад