Заповедник (с 2000 г. музей-заповедник) создан на основании постановления Совета Министров ТАССР от 14.04.1969 г. № 222 «Об открытии в Татарской АССР на базе Болгарского городища государственного историко-архитектурного заповедника» во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 9 февраля 1968 г. № 77 "О практике руководства Совета Министров ТАССР культурным строительством в республике". Территория - 550 га, число экспонатов основного фонда - 87236 единиц хранения.
Музей-заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан. В 1998 г. Болгарский историко-архитектурный комплекс включен в Предварительный список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации (список ожидания).
В состав музея-заповедника входят:
Болгарское городище (X-XV вв.) - культурный слой экономического, политического и культурного центра Волжско-Камской Болгарии - города Болгара, центра Болгарского улуса Золотой Орды в пределах укреплений в виде вала и рва протяженностью 5,63 км, окружавших его территорию с юга, запада и востока в XIV - начале XV вв.
Архитектурные сооружений Болгарского городища (середины XIII-XVIII вв.) - Соборная мечеть («Четырехугольник») - первое и единственное сохранившееся культовое архитектурное сооружение раннезолотоордынского периода (главная столичная мечеть Болгарского улуса Золотой Орды), Северный мавзолей («Монастырский погреб»). Восточный мавзолей («Церковь Святого Николая»), Красная палата, Восточная палата («Ханские палаты или баня»), Черная палата, Белая палата, Малый минарет, Ханская усыпальница. Южное и Северное здания Малого городка, каменное здание с водоемом, мавзолеи, церковь «во имя Успения Богоматери». В настоящее время выявлено около 100 останков архитектурных сооружений. Архитектурный комплекс музея-заповедника является самым северным в мире памятником средневекового мусульманского зодчества, уникальным и единственным образцом болгаро-татарской архитектуры середины XIII-XIV вв. Не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Болгария, Золотая Орда), исчезнувшей культуре, жизненном укладе и как оказавший значительное влияние в течение X-XV вв. на развитие культуры-архитектуры.
Суварское городище (X-XIV вв.) - культурный слой одного из крупнейших городов Волжско-Камской Болгарии, центра самостоятельного княжества, а позднее округи - города Сувара в пределах укреплений в виде вала и рва протяженностью около 4,5 км с останками кирпичного здания (дворца).
Армянская колония (XIII-XIV вв.) - культурный слой армянского поселения с христианским (армянским) кладбищем и остатками христианского храма XIV в. Колония была основана армянами, бежавшими от монгольского нашествия 1220-1230-х гг. Колония расположена к западу, непосредственно за валом Болгарского городища.
Танкеевский могильник (IX-Х вв.) - комплекс языческих захоронений, оставленный одной из этнических групп населения ранней Волжско-Камской Болгарии в период ее формирования. Памятник является одним из крупнейших в Восточной Европе и ключевых в освещении важнейших вопросов истории ранней Волжской Болгарии, таких как время появления в Среднем Поволжье нового политического образования, формирование общеболгарской культуры в результате взаимодействия разнокультурных компонентов, характер и время появления мусульманской обрядности и т.д.
Музей истории города Спасска-Куйбышева.
Другие археологические объекты, а также природный ландшафт - Рабига куль (озеро Мочилище), Туйбике коесы (колодец Святого Авраамия), Габдрахман Сахаба коесы (Капитанский колодец).
Территория и памятники музея-заповедника являются:
• местом официального принятия ислама волжскими болгарами - предками казанских татар в 922 году;
• местом культового поклонения, паломничества мусульман к своим святыням с XVI в. Здесь в 1994 г. отмечалось 1100-летие принятия Ислама болгарами;
• местом расположения в XIII в. первой столицы Золотой Орды (ставка Бату-хана и Улуса Джучи) и чеканки первых золотоордынских монет при Берке в 1250-х гг.;
• местом, связанным с пребыванием здесь выдающихся личностей: в начале XIII в. болгаро-татарского поэта Кул-Гали, в первой половине XIII в. Бату-хана, в XVIII вв. императора Петра I, императрицы Екатерины II, российского поэта Г.Р. Державина, академика Российской Академии наук П.С. Палласа, в XIX в. российского поэта А.С. Пушкина, ученого-востоковеда И.Н. Березина, татарского религиозного и общественного деятеля Ш. Марджани, художников братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, в XX в. татарского поэта Г. Тукая и многих других;
• одним из первых мест в Российской империи, связанных с вниманием к проблемам сохранения и реставрации памятников на государственном уровне (Указ Петра I от июля 1722 г. о «ремонте» Большого минарета в Болгарах).
В экспозициях музея-заповедника представлены предметы одежды и быта, производственной деятельности и торговых связей. Огромен найденный здесь нумизматический и эпиграфический материал.
Территория музея-заповедника доступна для туристического показа. Доехать можно автобусом из г. Казани, по реке Волге пароходом до туристической пристани фонда «Болгар» или ракетой из г. Казани или г. Ульяновска до пристани г. Болгара. Наиболее благоприятным временем для посещения памятников музея-заповедника являются апрель - октябрь. Музей и экспозиции открыты ежедневно в 9.00 до 18.00.
Для туристов, экскурсантов и паломников имеются летнее кафе, магазины, стоянки для автотранспорта, места для отдыха. В северо-восточной части музея-заповедника ведется благоустройство территории Габдрахман Сахаба коесы (Капитанского колодца), где будут предусмотрены места для совершения мусульманских обрядов, а также начато строительство здания для омовений в центральной части комплекса.
Празднование 280-и летия указа об охране болгарских древностей