О Великих Булгарах и их истории
На обрывистом левом берегу широкой полноводной Волги, в 30 км от впадения в нее Камы, издалека виднеются силуэты белокаменных руин. Это остатки древнего города Великие Булгары. Свое название он получил от народа булгар, предков современных татар, которые жили в IX—XIV веках на Средней Волге и Нижней Каме в государстве Волжская Булгария. Столицей этого государства на протяжении нескольких веков и являлся Булгар, или, согласно древнерусским летописям, Великие Болгары.
В настоящее время на этом месте находится село Болгары и обширное городище. От некогда большого многолюдного города сохранились остатки укреплений в виде осевшего вала и заплывшего рва, окружавшие его территорию в XIV — начале XV вв., возвышаются несколько поднятых из руин каменных построек, громоздятся каменные развалины зданий и холмы, прикрывающие остатки монументальных белокаменных и кирпичных сооружений. Это то, что мы можем увидеть сегодня на месте бывшего города.
Еще больше следов древней жизни города — остатков деревянных жилых домов с печами и хозяйственными ямами, вещей быта, орудий труда, мастерских ремесленников, отходов производства, следов мостовых и остатков водопровода, фундаментов каменных зданий — сохранилось под слоями пожарищ, иод напластованиями накопившейся в течение пяти веков земли. Письменных документов времен Волжской Булгарии пока не найдено, русские летописи и сочинения арабских купцов и путешественников содержат лишь скупые строчки, касающиеся истории Волжской Булгарии и се столичных городов — Булгара и Биляра. Поэтому многие стороны культурной, социальной и экономической жизни населения края, жившего в древности на Средней Волге и в низовьях Камы, выясняются только путем археологических и историко-архитектурных исследований. Изучение одного из крупнейших политических и культурных центров Волжской Булгарии дает большой материал, объясняющий различные стороны жизни булгарского народа и его потомков — поволжских татар, и проливает свет на историю и вопросы этногенеза соседних народов — чувашей, мари, удмуртов, мордвы, башкир. Вот почему советское правительство обратило особое внимание на остатки этого города — с 1969 г. вся территория Булгарского городища была объявлена историко-архитектурным заповедником.
Краткая историческая справка
В период раннего средневековья на Средней Волге и в низовьях Камы складывается одно из первых в Восточной Европе раннефеодальных государств — Волжская Булгария. Эти края издавна были населены финно-угорскими племенами. В VIII—IX вв. на Среднюю Волгу с юга из степей Приазовья и Нижнего Поволжья приходят полукочевые тюркоязычные племена булгар. Их приход был вызван сложной обстановкой в степях Причерноморья и Приазовья. С III по VI в. там происходило образование союзов племен, которые вели между собою ожесточенную борьбу. Один из таких союзов, достигших могущества в VI в., возглавлялся булгарами. Однако борьба между племенными объединениями, образование Хазарского каганата, а также арабское нашествие в середине VIII в. заставили часть булгарских племен откочевать на север и осесть в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье (1).
1) В последние годы некоторые казанские ученые высказали иное соображение. Они считают, что тюрко-язычные племена проникли в Волго-Камье массой еще в III—VI и VI—VII вв., когда же не позже VIII в. откочевали в эти края булгары, они застали здесь этнически родственные тюркские племена, уже отчасти ассимилировавшиеся с коренными обитателями края. Булгары в новых условиях перешли к оседлому образу жизни.
Племена пришельцев, как и местные средневолжские племена, в период VIII—IX вв. стояли на пороге сложения феодального классового общества. Булгарская военно-племенная знать оказалась сильнее. Имея хорошую военную организацию, она сумела установить свою власть над местными племенами и своими рядовыми соплеменниками. На рубеже IX—X вв. сложилось государство волжских булгар, которое, однако, вначале должно было признавать власть Хазарского каганата и платить ему дань.
Булгарские цари устанавливают связи с Багдадским халифатом, и в 922 г. на Среднюю Волгу прибывает посольство халифа, известное под названием «посольство Ибн-Фадлана». Булгарский царь Альмуш признает номинальную политическую зависимость своего государства от халифата, а их религия — ислам становится государственной религией булгар. Установление политических связей усиливает царскую власть. Утверждению власти феодальной верхушки и объединению подчинен ных племен способствует также новая религия, сменившая язычество с его многобожием.
В 965 г., когда киевский князь Святослав разбивает Хазарию, Булгария становится экономически и политически свободной. Начиная с X в. в стране происходит интенсивное развитие феодальных отношений. Возникают феодальные замки с зависимым сельским населением в округе. Складываются города как торгово-ремесленные центры: Сувар, Биляр, Ошель, Булгар, Жукотин и другие.
Столицей государства в X в. становится город Булгар. Но вскоре столица переносится в специально выстроенный и более безопасный город Биляр. С середины XIII в. вплоть до 1431 г. столицей снова был город Булгар.
Устанавливаются политические и экономические связи с Русью, со странами Кавказа и Средней Азии, а через них — со странами Ближнего Востока. Купцы из Армении имеют в столице Булгарии свое поселение — колонию. Заключаются торговые соглашения. Купцы Булгарии получают возможность вести торговлю по верхневолжскому пути, налаживается прямая сухопутная связь с Киевом. Археологические находки изделий русских мастеров в булгарских владениях и вещи булгарских ремесленников, находимые в землях Руси, подтверждают наличие экономических связей, складывающихся еще с X в.
Но не только мирные, торговые отношения были у булгар с соседями, в частности с русскими княжествами, нередки были и вооруженные столкновения. Однако угроза монгольского нашествия заставила Булгарию и Русь забыть старые распри. Был заключен мир.
Первое столкновение булгар с монгольскими войсками происходит в 1223 г. Персидский историк Ибн аль-Асир пишет об этой битве: «...когда монголы приблизились... булгары окружили их со всех сторон и почти вcex их перебили. Лишь немногие, спасшись бегством... дошли до ставки Чингиз-хана, и рассказали ему о поражении». Однако для монголов эта битва была лишь разведкой.
В 1236 г. грозное войско Бату-хана появилось в пределах Восточной Европы. Первый удар обрушился на Булгарию. Войска булгар были разбиты, города сожжены. «В лето 6744... осени приидоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии татари, и взяша славный Великый город Болгарскый и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца и взяша товара множство, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша»,— записала русская летопись о кровавых событиях 1236 г. Неоднократные восстания булгар после ухода монгольского войска в пределы Руси не. имели успеха. Государство должно было покориться монгольской державе: «Начаша ходити рустии князя и болгаре во Орду ко царю отчин своих просити у царя на столование свое».
Булгария сохранила относительную политическую и экономическую самостоятельность в составе Золотой Орды. Волжские города снова возродились. В XIV веке в стране отмечается подъем промышленности, сельского хозяйства и торговли. Булгар, вновь ставший столицей государства, русские летописи именуют «Великий город», «Булгары Великие». Биляр был полностью разрушен монголами осенью 1236 года и более не восстанавливался. Потерял былое значение и Сувар.
Город Булгар в конце XIII — первой половине XIV вв. переживает период расцвета. К этому времени относится его территориальный рост, развитие разнообразных ремесел, сооружение монументальных зданий.
Экономический и культурный подъем сопровождается борьбой булгарских правителей за политическую самостоятельность. В 1361 г. золотоордынский хан Булак-Тимур идет карательным походом в Булгарию. Столица была взята, погромлена и сожжена. Археологическое исследование подтверждает исторические предания и летописные сведения: в культурных напластованиях, относящихся ко второй половине XIV в., отмечены следы большого пожарища в различных районах Булгар. Встречены наспех зарытые без соблюдений обряда трупы, в этот период работа ремесленных мастерских прекращается, гибель некоторых общественных каменных зданий также связывается с собвггиями 1361 г.
Но жизнь снова возрождается, хотя прежнего уровня экономика не достигает. В конце XIV — начале XV вв., пользуясь феодальными распрями в Золотой Орде и сепаратистскими стремлениями феодалов Булгарии, русские князи и ушкуйники усиливают натиск на Волжскую Булгарию. Булгарские правители втянулись в междоусобную борьбу князей Руси. Это ослабило Булгары настолько, что поход войск Москвы под командованием князя Федора Пестрого в 1431 г., посланных Василием II против Булгара, привел город к гибели. Археологи проследили слой пожарища, покрывавший развал каменных зданий, ремесленные и жилые кварталы, городские укрепления. Булгар теряет прежнее значение политического и экономического центра и остается только местом поклонения мусульманским святыням. «И бысть Казань стольный град вместо Бряхимова града Булгарского»,— свидетельствует летописец XVI в. об этих событиях.
В XVI в. земли бывшего Булгарского государства вошли в состав Руси. В XVIII в. в целях христианизации крйя и борьбы с мусульманским паломничеством на территории городища основан христианский православный монастырь. В 1732 г. была выстроена Успенская церковь, сохранившиеся булгарские мавзолеи у развалин Соборной мечети монахи приспособили для своих нужд: один мавзолей был оборудован под небольшой храм — «Церковь святого Николая», другой под хозяйственные надобности — «Монастырский погреб». Эти названия сохранились в позднейшей научной литературе.
История исследования
Булгарское городище с развалинами построек стало привлекать внимание исследователей с начала XVIII в. Еще в 1712 г. дьяк Михайлов, побывавший на городище в связи с основанием на его территории православного монастыря, достаточно подробно описал «древнее строение, что в окружном валу ныне есть».
В 1722 г. городище посетил Петр I. Он распорядился о мерах сохранения каменных построек древнего города, сборе и переводе эпитафий надмогильных плит с булгарскими и армянскими надписями и велел охранять руины как исторический памятник.
Ценное описание памятника, - планы и рисунки были сделаны во второй половине XVIII в. Палласом и Лепехиным, возглавлявшими экспедиции Академии наук по изучению Поволжья и восточных окраин России.
В первой половине XIX в. булгарские памятники были описаны казанскими учеными и краеведами Эрдманом, Свиньиным, Кафтанниковым, Второвым. Архитектор Шмидт в 1827 г. снял планы укреплений, зданий и сохранившихся руин, сопроводив чертежи рисунками. Описание памятников древней столицы в середине XIX в. дает профессор-востоковед Казанского университета Березин, опубликовавший первый солидный научный труд по Булгарам.
В 1877 г. выходит книга С. Шпилевского «Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии», где был собран богатый материал по истории Булгарского государства из сочинений восточных авторов и русских летописей и дано обозрение позднейших (XVIII—XIX вв.) сведений и научных исследований о Булгарах.
Археологическое изучение памятника было начато лишь в XIX в. Однако археологические работы в дореволюцйонные годы были не систематичны, не велики по объему и зачастую случайны: Так, в 1877 г. Л. Ивановский, Б. Поповский и В. Радлов произвели впервые небольшие раскопки на городище в связи с предстоящим IV археологическим съездом. Десять лет спустя В. Глинским и И. Ващуком были произведены поспешные раскопки Белой палаты, приведшие к уничтожению этого интересного памятника.
В 1892 г. А. Штукенберг расчистил Соборную мечеть и установил планировку здания. Через год П. Пономаревым были проведены разведка на городище и небольшие раскопки на Малом городке с участием Смирнова и А. Александрова.
На Бабьем бугре, в районе Капитанского колодца и Галанского озера, в 1913 г. археологические исследования проводились П. Кротовым и М. Хомяковым.
Ханскую усыпальницу и примыкавшие к ней мавзолеи изучали в 1913—1915 гг. С. Покровский, Б. Кролленберг и М. Худяков. Они также частично исследовали Соборную мечеть и произвели раскопки в районе Черной палаты. Исследование развалин Греческой палаты и близлежащего района в 1916 г. было сделано В. Смолиным.
В годы Советской власти изучению Булгарского городища придается особенно большое значение. С конца 30-х годов с небольшими перерывами под руководством профессора А. П. Смирнова проводится глубокое, целенаправленное и систематическое археологическое изучение этого памятника. В 1938—1940 гг. и в 1945— 1949 гг. на городище работала совместная экспедиция Государственного исторического музея, Института истории материальной культуры АН СССР и Государственного музея ТАССР, возглавляемая А. П. Смирновым. Сотрудниками экспедиции 3.А. Акчуриной, А. М. Ефимовой, Н.Ф. Калининым и О.С. Хованской была исследована Красная палата, районы гончарных и металлургических мастерских, линия укреплений, Бабий бугор, Коптелов бугор.
В 1950—1955 гг. исследование городища продолжено Куйбышевской экспедицией. Были изучены городской посад и пригороды, которые должны были остаться под водами Куйбышевского водохранилища в связи со строительством Куйбышевской гидростанции. Вскрыты дренажно-ряжевые сооружения, остатки древней запруды на речке Меленке, руины пяти каменных бань, жилые и ремесленные районы носада, древнерусский поселок, исследована территория торгового пригорода Булгар — Ага-Базара.
В 1957 г. был изучен край берега Куйбышевского водохранилища в пределах Булгарского городища, а также территория кладбища близ Ханской усыпальницы.
В 1962 г. в селе Болгары открывается музей, экспонаты которого освещают историю и материальную культуру Булгара.
В 1964—1970 гг. Болгарским отрядом Поволжской археологической экспедиции АН СССР под руководством А. П. Смирнова с участием Т. А. Хлебниковой, А. С. Воскресенского, Н. Д. Аксеновой, Н. В. Трубниковой и др. было проведено совместно с С. С. Айдаровым архитектурно-археологическое исследование памятников в связи с начавшимися реставрационными работами. Исследованы Соборная мечеть, мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый минарет, Черная палата.
С 1970 г. изучение городища продолжается Болгарским отрядом Поволжской археологической экспедиции АН СССР под руководством А. П. Смирнова и Г. А. Федорова-Давыдова. В центральной части городища исследовались оборонительные сооружения раннего города, жилые кварталы и монументальные постройки ритуального назначения, в юго-восточной — усадьбы знати, городские кладбища и усыпальницы привилегированного населения; в юго-западной части городища продолжается изучение кварталов, где располагались ремесленные мастерские и жилища рабочего люда.
Документы и коллекция археологического и архитектурного исследований городища хранятся в фондах Болгарского государственного историко-архитектурного заповедника (Болгары), Государственного музея ТАССР (Казань), Государственного исторического музея (Москва), Института археологии АН СССР, Государственного Эрмитажа (Ленинград), Казанской специальной научно-реставрационной мастерской.
***
А теперь ознакомимся с тем, что сохранили времена от Великих Булгар. Осмотр археологических и архитектурных достопримечательностей города лучше всего начать с береговой части. Широкий простор, безграничные дали могучей Волги — древней Итили — открываются с волжского берега.
Исторические памятники
Древние поселенцы края выбрали удобное место. Крутой обрыв в 30—35 м хорошо защищал жителей в случае нападения врагов с северной стороны. С юго-востока надежной защитой служил склон глубокого оврага, названного в XVIII в. Иерусалимским. С юго-западной стороны можно было возвести искусственные укрепления. В 6 км к северу от города протекала Волга, основная торговая дорога, соединявшая северные и южные земли Восточной Европы, а в 30 км северо-восточнее находилась еще одна важная магистраль — Кама, которая обеспечивала торговые связи Европы с Уралом, Западной и Южной Сибирью. Были и другие преимущества: кругом расстилались плодородные пойменные луга, черноземные земли, лиственные и хвойные леса. Люди обосновались в этих краях с эпохи палеолита, о чем свидетельствуют находки костей мамонта и кремневых орудий. По берегам рек исследованы поселения неолита и эпохи бронзы.
Особенно много таких поселений было в обширной пойме Волги и Камы, около озер и древних стариц. Недалеко от современного Булгарского городища найдены я памятники начала эпохи раннего неолита. Кроме того, у бывшего с. Новое Мордово археологи обнаружили остатки интересного могильнику трехтысячелетней давности с каменными надгробиями-стелами, на которых были высечены изображения оружия. Людям, жившим в этом районе до булгар, вероятно, были известны и другие страны, поскольку на территории Булгарского городища найдены римские золотые монеты II—III вв н. э.
Коптелов бугор
Укрепленные поселения на территории городища появились еще в IV—VI вв. н. э. Они первоначально возникли на так называемом Бабьем бугре, а также на Коптеловом бугре, где раскопками был обнаружен ров, глубиной до 4 м, шириной 10 м. Это были небольшие поселки патриархальных семей или временные укрепленные убежища, относящиеся к именьковской культуре. Именьковцы занимались пашенным земледелием и скотоводством, было развито рыболовство, бортничество и охота на пушного зверя. Культурный слой Коптелова бугра маловыразителен. Пока ве выявлено остатков жилья, немного вещевых находок. Керамика грубая, лепная, в форме больших горшков и чаш. Здесь находилось временное укрепленное убежище, где укрывались в период опасностей. Место для убежища было удобное. Искусственно возведенный ров, крутые склоны береговой террасы и глубокого оврага были по тем временам надежной защитой.
Город и его укрепления в X-XIII вв.
Около X в. эти места были захвачены булгарской феодальной верхушкой складывающегося классового общества. Население попадает в зависимость. Для утверждения власти знати пришлось ставить крепости.
Одной из таких крепостей — феодальным замком являлся Булгар X века. Он располагался на мысу между берегом реки и Иерусалимским оврагом. Раскопками здесь вскрыты ранние укрепления, представленные двумя рвами глубиной до 3 и шириной в 4—6—7 м. По краю внутреннего рва тянулась бревенчатая стена, забранная в крупные, глубоко врытые в землю столбы, отстоящие один от другого на 2 м. Рвы трижды обновлялись, постоянно расширяясь в западную сторону. Внешний склон рва становился круче. Северным концом рвы упирались в край волжской террасы, затем, проходя несколько восточнее ныне стоящей Успенской церкви, расходились друг от друга приблизительно на 40 м и южным концом упирались в край Иерусалимского оврага.
Укрепленной оказалась площадь в 90 тыс. кв. м. Крепость становится не только резиденцией князя с его воинами, но заселяется также мастерами-ремесленниками и торговым людом, что было обусловлено выделением к X в. ремесла в самостоятельный род занятий.
Об интенсивности жизни свидетельствуют культурные напластования земли в 30—80 см толщиной, содержащие кости животных, орудия труда, вещи домашнего обихода и украшения, многочисленные обломки керамики. Вскрыты остатки жилищ — деревянные дома с подпольями и полуземлянки, окруженные разнообразными хозяйственными постройками и ямами — хранилищами для зерна. В посаде исследовано несколько металлургических мастерских. При этом были найдены сыродутные горны с полусферическим перекрытием, сложенные из сырцового кирпича, прокалившегося в процессе работы; обнаружены проломы в стенах горнов, сделанные для выемки металла. К горнам примыкали неглубокие ямы для шлаков. Мастерские металлургов были сконцентрированы в одном месте и работали довольно продолжительное время — явное свидетельство хорошо организованного ремесла. Обнаруженные при раскопках костяные изделия И заготовки из кости говорят о наличии косторезного ремесла. Фрагменты коричневой и желтой гончарной керамики, хорошо выделанной на ручном гончарном станке и обожженной в горне, доказывают наличие налаженного гончарного ремесла.
Посад, примыкавший к крепости с запада, был населен в основном ремесленным и торговым людом. Археологически посад прослежен на 300 м к западу от линии крепостных укреплений.
Позднее вокруг посада были воздвигнуты дополнительные укрепления. Еще в начале XVIII в. при обмерах городища дьяк Михайлов сообщает о «малом окопе», а позднее Н. Савенков и И. Крапивин говорят о «замошном» (замочном) вале, который, по их мнению, располагался большим полукружьем, охватывающим город от края волжской террасы до отрогов Иерусалимского оврага. Археологи нашли остатки и этих укреплений — ров, глубиной более 2,5 м и шириной до 6 м со следами деревянного частокола по его краю. Однако есть основания предполагать, что новая линия укреплений была спешно возведена жителями посада перед угрозой монгольского нашествия.
Таким образом, в XIII в. укрепленная площадь увеличилась до 240 тыс. кв. м.
Полевые работы последних лет выявили напластования культурного слоя домонгольского времени далеко за пределами оборонительных сооружений, протянувшихся на запад еще на 800 м. Вдали от городского центра жизнь протекала не столь интенсивно, но хозяйственные ямы, остатки деревянных конструкций, пищевые отходы в виде костей животных, обломки керамики найдены и здесь в культурных напластованиях толщиной до 30—40 см.
Большое место в экономике города занимала внешняя торговля, что отмечается писателями мусульманскогоВостока X века: «Внешний Булгар — маленький город, не занимающий большого пространства, и известен только тем, что он главнейший торговый пункт этого государства», — пишет Эль-Балхи. К тому же времени относится аналогичная характеристика Ибн-Хаукаля: «Булгар небольшой город... Он был некогда знаменит, так как был складочным местом торговли тамошнего государства»...
Обширные торговые связи со странами Восточной Европы, Среднего и Ближнего Востока складываются благодаря очень выгодному географическому положению города Булгара на скрещении речных путей — Волги, Оки, Клязьмы, Камы — и сухопутных — прямой путь на Киев, караванная дорога в Среднюю Азию.
В страны Среднего и Ближнего Востока везли из Булгар куньи, собольи, лисьи и бобровые меха, воск, янтарь, кожи, лес, орехи, невольников, о чем узнаем из сочинений арабских географов.
Прочные торговые связи устанавливаются с купцами древней Руси. «Булгары возили жито по Волге и Оке во все города русские»,— отмечает летопись в 1229 г. Украшения булгарского типа — гривны, браслеты, булгарскую керамику — находят в древнерусских поселениях Смоленской, Киевской, Владимирской, Белоозерской, Рязанской земель.
В сочинении Ибн-Фадлана (X в.) говорится о руссах, приходящих на Волгу со своими товарами и располагающихся в больших деревянных домах.
Международные экономические связи в последующие иска развиваются и крепнут.
Вне городских укреплений находились кладбища. Одно располагалось к западу от укреплений, почти примыкая к ним (район Соборной мечети и мавзолея XIV в.), другое в некотором удалении, на краю высокого берега волжской террасы (Бабий бугор).
В 1236 г. город был взят штурмом и сожжен монгольскими полчищами Бату-хана. Археологические исследования выявили картину страшной катастрофы. Линия городских укреплений, территория города были покрыты слоем пожарища. Встречены черепа, кисти рук, человеческие костяки, лежавшие в беспорядке, без намека наритуальное захоронение.
Полчища завоевателей ушли на запад в земли Руси, оставшиеся в живых вернулись на пепелища. Город снова стал отстраиваться. Во второй половине XIII в. город расширился, оброс ремесленными посадами и новыми жилыми кварталами. Однако укрепления вокруг разрастающегося города не возводились, так как завоеватели не позволяли жителям подвластных стран иметь в своих городах оборонительные сооружения.
Город второй половины XIII - начала XIV веков
Во второй половине XIII — начале XIV вв. наступает период расцвета Булгара. Город разрастается в северную, западную и восточную стороны. Возникает новый центр города. Здесь стали строить главную, Соборную мечеть. От монументальной постройки до наших дней сохранились руины стен, угловых башен, оснований портала и фундаменты колонн. Фрагментарно сохранился пол.
Соборная мечеть
Строительство соборного храма было начато в 40—х 60-х гг. XIII в. Первоначально (XIII в.) здание имело прямоугольный план, размерами 32x34 м, с 20 внутренними четырехгранными столбами (по четыре столба в пяти рядах), несущими аркады и деревянную четырехскатную кровлю. К главному северному фасаду примыкали арочный портал входа и высокий минарет, рухнувший в 1841 г. Со всех четырех сторон каменные оштукатуренные стены храма были укреплены наружными контрфорсами, воспринимавшими дополнительную нагрузку на стены от распора аркад. Фундамент здания глубиной до 2 м покоился на грунте уплотненном дубовыми сваями. Стены и углы здания были укреплены дубовыми связями, заложенными в толщу стен. С южной стороны внутреннего аркадного зала размещалась алтарная ниша — михраб, обрамленный богатой орнаментальной резьбой по камню. Пол был деревянный, уложенный на специальную песчано-щебёночную подготовку, залитую известковым раствором. Внутренний зал освещался окнами, располагавшимися, по всей вероятности, на уровне арок, несущих горизонтальные балки деревянного покрытия.
Первоначальный облик булгарского храма принадлежит к типу восточных зальных мечетей с многорядными опорами, портальной нишей и одним асимметрично встроенным минаретом. Последний, известный под названием «Большой минарет», хорошо сохранился на обмерных рисунках XIX века.
Большой минарет представлял из себя 24-метровый столб, состоящий из верхнего малого и нижнего большого цилиндров. Основной ствол нижнего цилиндра переходил внизу через восьмигранный ярус в квадратное основание размерами 5x5 м. Внутри минарета на верхний цилиндрический ярус с обходной галереей вела винтовая лестница, освещаемая шестью небольшими окнами.
Большой минарет был очень схож с сохранившимся в Булгаре так называемым «Малым минаретом». В отличие от него Большой минарет имел примерно вдвое большую высоту и резную арабскую надпись — изречение из Корана — на средней высоте фасада.
По форме и конструкции первоначальная мечеть аналогична дворцовой мечети, расположенной в центре Билярского городища и исследованной в 1973—1974 гг.
В конце XIII века Соборная мечеть подвергается первой реконструкции, вызванной сильным разрушением всего здания почти до основания стен. Кладка новых стен производится .на более прочном растворе с использованием примеси каменной крошки. Внутри укладывается новый пол, вдоль западной и частично северной стен появляются 10 дополнительных столбов, поддерживающих, очевидно, антресольную галерею вдоль этих стен. На восточном и западном фасадах появляются декоративные пятигранные ниши. Очевидно, уже в этот период четырехгранные столбы первоначальных опор были заменены более тонкими восьмигранными колоннами, что стало возможным при новом высокопрочном растворе кладки.
В начале XIV века Соборная мечеть подверглась вторичной крупной реконструкции. В нижнем ярусе боковых фасадов были прорублены два дверных и четыре оконных проема, уменьшивших конструктивную прочность и надежность здания в случае осады. Ослабление оборонной функции храма компенсировалось пристройкой ко всем четырем углам здания высоких крепостных башен, одновременно игравших и роль угловых контрфорсов. О надежности этих башен можно судить по их частично сохранившимся монолитным остовам и ступенчатым уширениям книзу, рассчитанным, по обычаям средневековья, для рекошетирования сбрасываемых ядер. К этому периоду также относится перепланировка внутренних опор с более частой их расстановкой (по шести в шести рядах) в виде восьмигранных колонн, укладка третьего слоя пола, пристройка ко всем трем входам внутренних тамбуров, заделка декоративных ниш на боковых фасадах, ликвидация вокруг здания существовавших деревянных построек и кладбища в целях создания эспланады на случай обороны и противопожарного разрыва с деревянной застройкой города.
Укрепленный храм с 24-метровым (без шатрового завершения) минаретом являлся частью большого благоустроенного комплекса и служил главной столичной мечетью Волжской Булгарии в XIII—XIV веках. Согласно описаниям, в этот комплекс входил и каменный царский дворец, следы которого еще не выявлены. По материалу кладки и техническим приемам Соборная мечеть аналогична постройкам Закавказья, Крыма, Малой Азии, Месопотамии, а отсюда большая близость с ними по стилистическим признакам. В то же время в архитектуре Соборной мечети нашли отражение мотивы, присущие Средней Азии, а также мотивы, вызванные местными природно-климатическими и строительными условиями. Поэтому в стилистическом отношении архитектура Соборной мечети, как и всех других памятников Булгарского городища, составляет своеобразную ветвь восточного зодчества, сложившуюся в условиях севера.
В 1964—1967 гг. руины Соборной мечети были подвергнуты консервации и фрагментарно реставрированы в пределах сохранившейся высоты силами Казанской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Памятник был очищен из под более поздних почвенных наслоений на глубину в 1,5—2 м, до уровня первоначальной дневной поверхности. В целях сохранения от дальнейшего разрушения стены здания немного надстроены реставрационной кладкой. Поверхность древних стен была обработана профилактическим химическим раствором для возможности дальнейшего изучения кладки руин в реставрированных основаниях двух крепостных башен оставлены смотровые ниши, а над одной из башен, наиболее разрушенной и не подвергнутой реставрации, вследствие почти совершенного исчезновения фасадной облицовки, устроен лишь железобетонный навес, предохраняющий кладку от прямого попадания атмосферных осадков и излишнего солнечного облучения. Кроме того, навес композиционно уравновешивает высоту этой башни с тремя другими. На внутренней площадке руин поверх защитного щебеночного покрытия над древним полом и фундаментами бывших опор установлены каменные блоки колонн, найденные в культурном слое во время археологических раскопок. Из Государственного исторического музея была доставлена капитель (завершение) единственной собранной реставраторами колонны, увезенной в Москву одной из археологических экспедиций. Несколько орнаментальных и фигурных блоков от Соборной мечети хранится в Государственном музее ТАССР в Казани и в музее самого Болгарского городища. Однако многое бесследно исчезло в результате пережога камня булгарских руин в известь существовавшим здесь в прошлом столетии частным известковым заводом, что значительно ограничило объем фрагментарной реставрации памятника. Реставраторами при помощи розового шва известкового раствора с кирпичной крошкой отмечена в руинах граница между древней кладкой и реставрационной. Этим достигнута наглядность в демонстрации ценных подлинных элементов кладки.
Восточный мавзолей (церковь Святого Николая)
Напротив восточного фасада Соборной мечети в 30-х годах XIV века был сооружен мавзолей, превращенный, в начале XVIII века в русскую церковь св. Николая. Первоначальный облик мавзолея принадлежал к типу восточных шатровых усыпальниц с выносным порталом и прямоугольным внутренним помещением, плавно переходящим, благодаря пирамидальным скосам (тромпам), в восьмигранный ярус изнутри и снаружи.
Сохранившееся внутреннее помещение имело крытый полусферический свод. До использования под церковь входная часть здания с пристроенной портальной нишей была обращена на юг. С трех остальных сторон по центру размещались несколько меньше по размерам оконные проемы стрельчато-арочной формы. Снаружи и изнутри здание было оштукатурено. Внутри мавзолея раскопки не производились, но еще в XVIII в. здесь были обнаружены булгарские надмогильные плиты.
При реконструкции руин под церковь главный фасад здания был перемещен с юга на запад путем разборки остатков южной портальной ниши, переделки входной стрельчатой арки в оконный проем и увеличения западного окна бывшего мавзолея в прямоугольный проем нового входа. Одновременно была произведена разборка остатков каменного шатрового покрытия надкупольного (чердачного) пространства и взамен устроена низкая восьмискатная деревянная кровля с главкой, увенчанной железным крестом. При этом покосившаяся от распора купола восточная стена была укреплена при помощи двух существующих и поныне каменных контрфорсов. Проемы северного и восточного окон были расширены, пробито дополнительное окошечко в восточной стене и пр. Около церкви возникло русское кладбище.
В 1967—1968 гг. памятник подвергся фрагментарной реставрации по первоначальному облику. Был восстановлен южный вход и подняты на некоторую высоту от уровня сохранившихся фундаментов стены портальной ниши. Устроено высокое восьмигранное пирамидальное покрытие, правда, не из камня, как было первоначально, а из легких деревянных стропил и покрашенного под цвет камня кровельного железа, позволяющих избежать излишней нагрузки на ветхие стены.
По объемно-планировочной структуре Восточный мавзолей при Соборной мечети в Булгарах родствен среднеазиатским мавзолеям, по материалу кладки, технике исполнения и формам деталей — мавзолеям Закавказья и Крыма. Наибольшее сходство с булгарским памятником обнаруживет мавзолей «Кэшэнэ», находящийся в Башкирии, некогда подвластной Волжской Булгарии.
Северный мавзолей (Монастырский погреб)
В 30-х гг. XIV в. у Соборной мечети был вооружен еще один мавзолей, .напротив северного фасада храма. Руины этого мавзолея долгое время были известны под названием «Монастырский погреб», поскольку использовались монахами Успенского монастыря под погреб.
Северный мавзолей сохранился значительно меньше, чем Восточный. Судя по планировочному сходству и идентичности сохранившихся деталей, оба мавзолея были однотипны. Северный имел лишь более крупные размеры и, возможно, был наряднее ввиду расположения не перед боковым, а перед главным фасадом Соборной мечети. От первоначального облика сохранились фундаменты, внутренняя забутка стен с частью внутренней облицовки до основания утраченного купола и несколькими рядами наружной облицовки в толще культурного наслоения земли, стрельчато-арочные формы дверного и оконного проемов, угловые скосы переходов от квадратного основания внутреннего помещения в восьмигранник и круглое основание купола.
В начале XVIII в. здесь, как и в Восточном мавзолее, лежали надмогильные плоты, а земляные работы, проводившиеся здесь монахами, выявили булгарские погребения.
В 1968—1969 гг. памятник был подвергнут консервации и фрагментарно реставрирован. В целях воссоздания утраченного облика интерьера мавзолея, а также предохранения наружной кладки руин от прямого попадания атмосферных осадков и перегрева от воздействия солнечных лучей над памятником создана легкая защитная железо-керамзитобетонная оболочка на четырех металлических опорах, как и на Соборной мечети, подлинная древняя часть кладки руин ограничена от реставрационной лентой розового раствора.
Внутри фрагментарно реставрированного памятника собраны для экспозиции надмогильные камни с древними надписями с территории городища. Ряд таких же камней, специально замурованных в кирпичную кладку во время строительства русского храма в 30-е годы XVIII в., сохранился в цокольной части соседней Успенской церкви.
Дальше >>>